четверг, 22 июля 2010 г.

8. МАТРОС. 1711


«На воде же, — рассуждал Петр Шафиров, сановник Петра Великого, - кто слыхал быти Российского государства единому кораблю, ныне же преизрядной Флот, равняющейся, или еще и превосходящей неприятельской, аще не в числе, то однакоже в препорции, красоте, и удобном хождении кораблей военных. И хотя за чудо возможно было принять, ежели бы кто мог видеть единаго из Российского народа на море на кораблях плавающего, тако ныне видел...» {Шафиров П. Рассуждения... СПб-, 1722).
Но состоять из одних только представителей «Российского народа» матросский и унтер-офицерский состав флота начал лишь с 1715 года. В самом же начале перед организаторами молодых военно-морских сил встала нелегкая задача — найти экипажи для строящихся кораблей. Знающих людей не было, и их приходилось нанимать за границей — не только офицеров, но даже матросов. Вербовать старались преимущественно русских и украинцев, разными путями очутившихся на чужбине, но было немало волонтеров и из Западной Европы. С ними на русский флот проник характерный костюм голландских моряков и на какое-то время пустил здесь корни. Он состоял из узкого приталенного, со стоячим воротником кафтана темного сукна, коротких штанов и башмаков. На голову надевалась шляпа с высокой тульей и небольшими полями.
Первые успехи петровский флот одержал в Северной войне со Швецией (1700—1721) на Ладожском и Чудском озерах (1701—1704), но главные успехи ждали его у Гангута (1714) и Гренгама (1720), где спор со Швецией на море был решен в пользу России.

Комментариев нет:

Отправить комментарий