четверг, 22 июля 2010 г.

Военный российский мундир XVIII века.



Военная форма — это не только одежда, которой положено быть достаточно удобной, прочной, практичной и легкой, чтобы человек, несущий тяготы ратной службы, был надежно защищен от превратностей погоды и климата, но и своего рода визитная карточка любой армии. С тех пор как униформа появилась в Европе в XVII веке, представительская роль мундира была очень высока.
Мундир в старину говорил о том, в каком чине состоял; его носитель и к какому роду войск он принадлежал, а то и в каком полку нес службу. Но у воинского одеяния было еще одно функциональное назначение — то, которое оправдывало яркость его расцветки, — облегчить командование боевыми порядками на поле боя. Для того чтобы командиры могли разбираться в обстановке, их подчиненные должны были носить мундиры, не только издалека, заметные и броские, но и отличные от тех, в которые были одеты солдаты неприятеля. Исходя из этого, государства унифицировали покрой и цвета мундиров (отсюда название «униформа») своих войск. При этом пехоте присваивались одни цвета, кавалерии другие, артиллерии третьи... Так как все три рода войск также могли делиться (конница, например, состояла из драгун, кирасир, улан, гусар и т. д.), то форма становилась все красочнее и пестрее. Но основные цвета оставались традиционными: у англичан красные, у французов синие, у австрийцев белые, у русских... О русской военной форме мы расскажем подробнее.
В русской армии единообразная форма одежды для войск была введена в период реформ конца XVII — начала XVIH века, в правление Петра I. Созданное по образцу западноевропейского, обмундирование у пехоты и артиллерии включало в себя кафтан, под который надевались камзол, короткие штаны, чулки и башмаки; у кавалерии — кафтан, камзол, лосины. Цвета соответственно были; темно-зеленый и красный в пехоте, синий и красный в кавалерии, красный в артиллерии. Шляпы у всех родов войск были черные. Знаками различия для офицера служили металлическая пластина, носившаяся на шее, шарф через плечо и галуны по обшлагам кафтана.
Такова была основа, на которой развивалась военная форма в течение XVIII столетия. Мундир эволюционировал по пути большого разнообразия, функционального совершенствования и зачастую неоправданного усложнения.
Усилившееся разнообразие вызывалось появлением новых разновидностей войск. Так, если регулярная кавалерия петровского времени состояла из одних только драгун, то позднее были учреждены карабинеры, кавалергарды, пикинеры, конные егеря,: легкоконные полки и т. д.
Во второй половине XVIII века армия получает плоские погоны и эполеты, которые первоначально носятся на левом плече, не давая сползать патронной сумке. Одновременно они служат знаком различия полков.
Плащи заменяются шинелями, офицеры вне строя получают сюртуки.
Форма, установленная в 1786 году, была самой удобной из всех, которые видел XVIII век. Армию по инициативе Г. Потемкина одели в мундиры свободного покроя, куртки, просторные шаровары, сапоги (бывшие до этого только у кавалеристов) и легкие практичные каски. Тогда же обмундирование поменяло цвет на светло-зеленый.
Однако общая тенденция развития обмундирования все же шла в ином русле — удобство и практичность приносились в жертву моде. Условия местного климата совершенно игнорировались, и на русскую почву слепо переносились образцы западноевропейской формы, бывшей сущим мучениєм для солдата. Дело доходило до того, что тогдашние инструкции предписывали рекрута «одевать мало-помалу из недели в неделю, дабы не вдруг его связать и обеспокоить». Нелепые пудреные парики и накладные усы комментариев не требуют...
В XVIII веке на российском престоле побывали два яр>« поклонника прусской военной системы, Петр III (правил несколько месяцев в 1761—1762 годах) и Павел I (1796—-1801), для которых казарменные порядки Фридриха Великого были идеалом. С именами этих императоров связано принятие русской армией самого неудобного обмундирования за всю ее историю.
Пестрая мозаика старинных мундиров интересна не только искусствоведу, которому знания в этой области нужны для атрибутирования анонимных портретов. За каждой реалией, дошедшей из глубины веков, стоят страницы прошлого нашего отечества, люди, что были нашими предками, и события, в которых они участвовали. Военная форма XVIII века .воскрешает в памяти народа подвиги в Северной войне, имена П. Румянцева, А. Суворова. й Ф. Ушакова, А. Сенявина, громкие победы, овеявшие' боевой славой русские знамена. Словом, старинный мундир — это красочная часть истории нашей родины, истории, которую должен знать каждый ее гражданин.
Предлагаемый Вашему вниманию комплект открыток не претендует на то, чтобы дать исчерпывающие сведения по этой необъятной теме — эволюции русского военного обмундирования XVIII столетия. Задача его гораздо скромнее — отобразить наиболее характерные образцы униформы всех основных родов войск в различные периоды между 1700 и 1800 годами. Для этого художнику пришлось пересмотреть многие десятки старинных книг, альбомов и документов, а также долго и кропотливо трудиться в архивах и запасниках музеев.
Комплект познавательных открыток «Русский военный мундир XVIII века», выполненный Владимиром Семеновым, — это уже не первая работа художника, посвященная военной тематике, прошлому русской армии. Его же авторству принадлежит комплект открыток «Русские доспехи X-XVII веков», логическим продолжением которого служит настоящий выпуск.
Есть все основания полагать, что работа художника найдет широкую аудиторию среди людей, интересующихся отечественной историей.

А. ЮРАСОВСКИЙ

Комментариев нет:

Отправить комментарий